27.03.2014
S&P пересмотрела прогноз по рейтингу ФПК
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу «ВВВ» ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) — монопольного российского оператора железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования — со «Стабильного» на «Негативный», сообщает S&P.
Пересмотр прогноза по рейтингу обусловлен аналогичным рейтинговым действием в отношении Российской Федерации от 20 марта 2014 года.
В соответствии с нашими критериями присвоения рейтингов ОСГ долгосрочный кредитный рейтинг компании на две ступени выше оценки характеристик ее собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile — SACP) — «bb+», что отражает мнение S&P о «высокой» вероятности получения ФПК своевременной и достаточной экстренной поддержки от государства в случае необходимости.
Мнение S&P основано на следующих выводах: «очень важная» роль компании для государства, что обусловлено ее социальной и экономической значимостью как единственного в России оператора железнодорожных пассажирских перевозок дальнего следования. Владелец ФПК — РЖД — является прямым оператором нескольких высокоскоростных магистралей, но мы полагаем, что высокоскоростное движение по-прежнему будет занимать незначительную долю в общем объеме пассажирских перевозок в России в кратко- и среднесрочной перспективе; «прочные» связи с российским правительством, которое является конечным собственником ФПК (через холдинговую компанию РЖД). S&P полагает, что государство как регулирующий орган и конечный акционер ФПК оказывает определенное влияние на операционную деятельность и развитие компании. Вместе с тем, насколько понимает S&P, РЖД (контролируемое государством) выполняет большинство надзорных функций, поскольку ей принадлежит большинство мест в совете директоров ФПК.
Базовый уровень рейтинга ФПК «bbb-» определяется оценкой профиля бизнес-рисков как «приемлемого» и профиля финансовых рисков как «минимального».
Оценка SACP компании ограничена уровнем «bb+» — по результатам сравнительного анализа, в рамках которого мы оцениваем кредитные характеристики эмитента в совокупности. Эта корректировка отражает краткосрочный характер государственных субсидий, от которых ФПК зависит в рамках своей операционной деятельности. Размер субсидий устанавливается ежегодно, что обусловливает более высокую степень неопределенности для ФПК, чем для большинства сопоставимых компаний, работающих в рамках долгосрочных контрактов.
Базовый сценарий для ФПК определяется следующими допущениями: рост выручки примерно на 4% в год в 2013-2015 годах, принимая во внимание практически нулевой рост объема пассажирских перевозок и повышение тарифов до уровня немногим ниже роста инфляции; рост основных расходов (плата за использование инфраструктуры и локомотивной тяги) на уровне роста инфляции; объем прямых государственных субсидий в размере около 23 млрд. руб. в год; капитальные расходы в размере 30-35 млрд. руб. в год в 2013-2014 годах и их снижение примерно на 50% в 2015 году.
На основании этих допущений S&P прогнозирует, что в 2013-2015 годах: рентабельность по EBITDA составит около 10%; отношение «средневзвешенный FFO/долг» будет превышать 100%; отношение «скорректированный долг/EBITDA» составит около 0,7х.
S&P также считает, что ФПК может получить поддержку от материнской группы, РЖД. S&P считает ФПК «стратегически важной» дочерней компанией РЖД.
Мнение S&P определяется следующими факторами: насколько понимаем S&P, ФПК вряд ли будет продана или выведена из состава группы РЖД; ФПК имеет важное значение для долгосрочной стратегии РЖД, осуществляя операционную деятельность в соответствии со стратегическими целями группы; существуют стимулы для оказания руководством группы долгосрочной поддержки ФПК, в частности, документация некоторых выпусков облигаций РЖД содержит положения о перекрестном дефолте.
S&P оценивает показатели ликвидности ФПК как «адекватные» в соответствии со своими критериями. По прогнозам S&P, за 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2014 года отношение источников ликвидности к потребностям в ней будет превышать 1,2х.
В конце декабря 2013 года источники ликвидности ФПК включали: денежные средства на балансе компании — около 15.2 млрд руб.; доступные средства в размере примерно 15.8 млрд. руб. в рамках подтвержденных кредитных линий сроком погашения более 12 месяцев; денежный поток от операционной деятельности, объем которого, по нашим оценкам, составит около 23 млрд. руб. с учетом государственных субсидий.
Потребности в ликвидности на 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2014 года, по оценкам S&P, включают: долговые обязательства объемом около 2 млрд. руб.; сезонный отток капитала в течение года, объем которого не будет превышать 6-7 млрд. руб.; капитальные расходы на поддержание операционной деятельности — около 23.5 млрд. руб.
Документация по некоторым кредитным договорам ФПК предусматривает выполнение определенных финансовых ковенантов, проверка которых проводится ежегодно. По прогнозам S&P, компания сохранит значительный запас в рамках этих финансовых ковенантов.
Прогноз «Негативный» отражает прогноз по суверенным рейтингам и риск понижения рейтинга компании в случае понижения суверенных рейтингов Российской Федерации.
Если S&P понизит долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте и одновременно уравняем суверенные рейтинги по обязательствам в иностранной и национальной валютах, S&P, скорее всего, понизит рейтинг компании на две ступени — в соответствии с методологией присвоения рейтингов ОСГ.
Кроме того, рейтинг ФПК может быть понижен в случае ухудшения финансового профиля компании до «среднего» уровня, в частности в результате снижения отношения «FFO/долг» до менее чем 45%. Это может произойти, например, в случае сокращения государственных субсидий ФПК, особенно если компания не снизит капитальные расходы. Менее значительное ухудшение характеристик кредитоспособности (например, снижение отношения «FFO/долг» до менее чем 60%) может привести к снижению нашей оценки профиля финансовых рисков ФПК до «умеренного» уровня. Однако «умеренный» профиль финансовых рисков по-прежнему будет соответствовать текущему рейтингу «ВВВ» при прочих равных условиях.
Понижение оценки вероятности предоставления экстренной поддержки от государства может также обусловить понижение рейтинга ФПК. Оценка может быть понижена, например, вследствие ослабления государственной поддержки компании, в том числе (но не только) в результате снижения готовности правительства предоставлять ей субсидии или в случае риска приватизации. Пересмотр оценки вероятности предоставления ФПК экстренной государственной поддержки на «умеренно высокую» может привести к понижению кредитного рейтинга компании до «ВВВ-» при условии, что оценка SACP сохранится на уровне «bb+», а рейтинг Российской Федерации по обязательствам в национальной валюте — на уровне «ВВВ+».
Пересмотр прогноза по рейтингам Российской Федерации на «Стабильный», вероятно, обусловит аналогичное рейтинговое действие в отношении компании.
ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686) учреждено в декабре 2009 года на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО "РЖД" В уставный капитал ФПК был внесен специализированный имущественный комплекс, а также переведен персонал, обеспечивающий пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем следовании.
Чистая прибыль ФПК по РСБУ в 2013 году выросла на 70.74% до 4.099 млрд. руб. с 2.401 млрд. руб., выручка - на 7.15% до 196.065 млрд. руб. со 182.989 млрд. руб. годом ранее.
ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727) создано 1 октября 2003 года на базе Министерства путей сообщения. 100% акций компании принадлежат государству. Компания владеет железнодорожной сетью протяженностью 85.5 тыс. км. Уставный капитал компании составляет 1.827 трлн. руб.
Чистая прибыль РЖД по МСФО за I полугодие 2013 года сократилась в 2.3 раза до 31.69 млрд. руб. с 73 млрд. руб. годом ранее. Выручка выросла на 13.4% до 841.8 млрд. руб.
Чистая прибыль РЖД по РСБУ за 9 месяцев 2013 года упала в 9.37 раза до 4.258 млрд. руб. с 39.881 млрд. руб. годом ранее. Выручка выросла на 0.19% до 1.022 трлн. руб. с 1.02 трлн. руб.
Другие новости